Из истории изделий из яшмыЯшму недаром называют «царицей камней». В мире не так уж много самоцветов, настолько многообразных в цветах и узорах, но даже среди них яшма уверенно занимает первое место. К тому же этот камень отличается прочностью, а значит и долговечностью.

Люди использовали яшму со времен палеолита, когда из камня изготавливали как орудия труда, так и оружие для охоты. Правда, скорее всего пещерный человек ценил яшму не столько за красоту, сколько за удобство и прочность: как и кремень, при расколе яшма образует острые края, которые долго не изнашиваются. Хотя предметы ритуального назначения чаще изготавливали из пестрого камня. Так, наконечники копий и стрел из красной яшмы символизировали кровь добычи, а значит способствовали удачной охоте. Этнографы отмечают, что уже в те далекие времена многие народы мира наделяли яшму мистической силой.

В античную эпоху человек по-достоинству оценил красоту и неповторимость этого камня. Об этом свидетельствуют великолепные изделия из яшмы, дошедшие до наших дней. Среди них амулеты и чаши, геммы и инталии, перстни-печатки и ожерелья, фрагменты статуй и даже целые скульптуры. Благодаря своему цветовому разнообразию, яшма прекрасно подходила для внутренней отделки храмов, дворцов и мавзолеев, которые в большом количестве возводились в те времена.

Колонны из яшмы и мрамора служили украшением одного из семи чудес света — Храма Артемиды. Того самого, что сжег в IV веке до н. э. Герострат, после чего его имя навсегда стало синонимом сомнительной славы. Во времена Александра Македонского, это грандиозное сооружение было восстановлено, но позднее разграблено племенами готов. В VI веке н. э. эти яшмовые колонны оказались в Константинополе, в Соборе Святой Софии, возведенном по указу византийского императора Юстиниана.

Одно из старинных названий яшмы — «яспис». Упоминания об этом камне встречаются и в Библии. Например, в последней книге Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова» рассказывается о Новом Иерусалиме:

«Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис».

В средние века изделия из яшмы были предметом роскоши. Их захватывали, как ценный военный трофей, дарили монархам и высокопоставленным священнослужителям. Яшма — один из двенадцати камней, канонизированных церковью, объявившей его «камнем апостола Петра». Этот самоцвет широко использовался в изготовлении религиозной утвари и убранстве храмов. Различные оттенки камня имели для верующих людей своё значение: красный цвет яшмы символизировал «капли крови Христовой», коричневый и желтый — прощение грехов, зеленый — стойкость веры.

В XIV-XVII вв было изобретено и усовершенствовано множество приемов резьбы по камню. Создавались великолепные скульптуры, памятники, ювелирные изделия. В Италии была разработана знаменитая флорентийская мозаика, в которой подогнанные друг к другу пластины из яшмы, агата и других полудрагоценных камней подбирались по форме и цвету, создавая единую композицию. Рассвет итальянской мозаики пришелся на вторую половину XVII века. Вершиной творчества флорентийских мастеров является оформление Капеллы Медичи в соборе Сан-Лоренцо. Стены в нескольких залах этого фамильного склепа украшены многочисленными композициями из разноцветной яшмы и мрамора.

В XVIII-XIX веках изобретение специальных станков значительно расширило возможности мастеров-камнерезов. С их помощью можно было вытачивать из трудно обрабатываемой яшмы очень крупные изделия и детали дворцовых интерьеров. Самые масштабные, впечатляющие художественные произведения из этого камня были созданы в России, уверенно занимавшей в те времена лидирующее положение в мире как по количеству добываемой яшмы, так и по красоте и разнообразию её цветов и оттенков. Российские мастера создали свою собственную технику мозаики, которую и сейчас во всём мире часто называют «русской».

Среди самых знаменитых произведений русских камнерезов — Агатовый и Яшмовый кабинеты в Царском Селе, построенные во времена Екатерины II по проекту архитектора Чарлза Камерона. Вместо традиционного мрамора в отделке обоих помещений использовались уральские яшмы. Причем этим камнем были облицованы не только стены, но и карнизы, двери и другие, более мелкие детали интерьера. На создание этих шедевров ушло 4,5 года кропотливой работы и более 25 тонн яшмы.

В XIX веке яшма стала одним из самых престижных и популярных камней при дворе и в среде аристократов. Многочисленные знаменитые яшмовые вазы, так называемые «каменные цветки», изготовленные для царских резиденций, сегодня хранятся в Эрмитаже. Великолепные столешницы, чаши, шкатулки, канделябры, часы органично вписались в интерьер залов Зимнего дворца.

В XX веке времена роскошных царских интерьеров остались позади, но яшма и по сей день очень популярна. В Москве этим камнем украшена станция метро «Маяковская» и мавзолей В. И. Ленина на Красной Площади. Серо-голубая яшма использовалась в отделке каминов Большого Кремлевского Дворца. Яшма прекрасно смотрится и в ювелирных изделиях, особенно в браслетах и бусах, в которых несколько видов пестрого самоцвета создают великолепные цветовые сочетания.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям